Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016 УДК 373.21 ББК 74.102 Д38 Авторский коллектив Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова. Д38 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 352 с. ISBN 978-5-906797-74-2 Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена представляет новый вариант комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство». Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. ББК 74.102 ISBN 978-5-906797-74-2 © Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2014 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2014 соДержАние ЦеЛевоЙ рАЗДеЛ ПроГрАММЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Основы проектирования образовательной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Основы проектирования основной образовательной программы . . . . . . . . . . . . . 27 Планируемые результаты освоения программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Раннее детство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Дошкольное детство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 соДержАтеЛЬнЫЙ рАЗДеЛ ПроГрАММЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях . . . . . . . . . . . 51 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». . . . . . . . . . . 51 Образовательная область «Познавательное развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Образовательная область «Речевое развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» . . . . . . . . . . . 68 Образовательная область «Физическое развитие». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет . . . . . . . . . . . . 77 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». . . . . . . . . . . 96 Образовательная область «Познавательное развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Образовательная область «Речевое развитие» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» . . . . . . . . . . 143 Образовательная область «Физическое развитие». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Особенности образовательной деятельности разных видов . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Культурные практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Способы и направления поддержки детской инициативы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 4 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга . . . . . . . . . 228 Педагогическая диагностика в детском саду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 Мониторинг образовательного процесса в детском саду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 орГАниЗАЦионнЫЙ рАЗДеЛ ПроГрАММЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Распорядок и режим дня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий . . . . . . . . . . . . . . . 250 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Распорядок и режим дня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий . . . . . . . . . . . . . . . 259 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 соДержАние КорреКЦионноЙ рАБотЫ и инКЛЮЗивноГо оБрАЗовАниЯ ДоШКоЛЬниКов с тЯжеЛЫМи нАрУШениЯМи реЧи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 ПриЛожениЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 Приложение 1. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322 Приложение 2. Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников . . . . . . . . 329 Приложение 3. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с английским языком» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338 Светлой памяти Веры Иосифовны Логиновой — автору идеи программы «Детство» — посвящается. Целевой раздел программы ПоЯснитеЛЬнАЯ ЗАПисКА Уважаемые педагоги, родители и все взрослые, заинтересованные в полноценном развитии и дошкольном образовании ребенка от рождения до 7 лет! Перед вами — программа «Детство», которая является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики. Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой. В 90-е гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений России. Издается серия методических пособий под общим названием «Библиотека программы „Детство“». В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответствующий Федеральным государственным требованиям, вариант программы дошкольного образования «Детство». Программа «Детство» 2015 года — это комплексная образовательная программа дошкольного образования, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года). Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать ее при разработке основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО). 6 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Каковы цели программы «Детство»? Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Каковы задачи программы «Детство»? Программа «Детство» 2014 года, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития Целевой раздел программы 7 способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Какие задачи развития и воспитания ребенка решает программа «Детство»? Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: — укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; — целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; — обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; — развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; — развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; — пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; — органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; 8 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» — приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; — приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. В чем особенности содержания программы Детство? Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурнообразовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе. Каковы ведущие условия реализации программы «Детство»? Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация программы нацелена на: — создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного вос- Целевой раздел программы 9 питания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста; — обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; — ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. Каким принципам соответствует программа «Детство»? 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Каковы научные основы и базовые идеи программы «Детство»? Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство». Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а 10 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Базовые идеи программы 1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности. 2. Идея о феноменологии современного дошкольного детства. 3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. 4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений — инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности. Почему программа «Детство» — программа, ориентированная на современного ребенка? Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада. Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для себя потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его! Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Н. Б. Кондратовская Художник И. Н. Ржевцева Корректоры Е. С. Русанова, Н. И. Григорьева Дизайнер Ю. Б. Кулевич Верстка А. В. Шакиров ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58 E-mail: detstvopress@mail.ru www.detstvo-press.ru Представительство в Москве: МОО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (499) 976-65-33 E-mail: razum34@gmail.com www.raz-um.ru Служба «Книга — почтой»: ООО «АРОС-СПб», 192029 Санкт-Петербург, а/я 37. Тел. (812) 973-35-09 E-mail: arosbook@yandex.ru Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Подписано в печать 24.03.2016. Формат 70×90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 22,0. Доп. тираж 4 000 экз. Заказ № 000 000. Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 14. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)