доп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 276
620062 г. Екатеринбург, пр. Ленина, 68-в
тел. 375 – 27 – 98

ПРИНЯТО
На педагогическом составе
Протокол №5
От «31» мая 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ-детский сад №276
______________________С.Н.Дунаева
От 31 мая 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная программадополнительная общеразвивающая программа по подготовке
детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к обучению
грамоте в школе
«Грамотейка»
Срок реализации 1 год

Екатеринбург,2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………….…………….….
Актуальность…………………………………………………….……………………..
Наименование Программы…………………………………………...………………..
Направленность Программы……………………………………………………….….
Цель Программы……………………………………………………………………..…
Задачи Программы……………………………………………………………….…….
Место реализации Программы…………………………………………………..…….
Категория обучающихся…………………………………………………………….....
Планируемые результаты освоения Программы…………………..…………………
Проектирование образовательного процесса………….…..………………………....

3
3
4
4
4
4
4
4
5
5

2.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………..………….…....

6

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ...…………..…….......................................................
3.1.Задачи………………………………………………………………………………….
3.2. Планируемые результаты обучения….………………………………………….
3.3. Перспективное планирование ООД………………………....................................

7
7
10
10

4.
4.1.
4.2.
4.3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ………………………………………....
Методическое обеспечение………………………………………………………...….
Материально-техническое обеспечение……………………………………………....
Кадровое обеспечение………………………………………………………………….

22
22
22
22

5.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………….

24

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...

26

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1

Актуальность программы

В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных
стартовых возможностей была введена программа дополнительного образованияпо обучению
чтению. Данная программа является модифицированной, интегрированной по подготовке детей
старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в школе. Разработана на основе авторского
пособия С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать». За основу построения
программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина:
знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период
обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение
звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение
языка» (Д.Б. Эльконин).
Система работы соответствует возрастным особенностям ребенка и представлена
увлекательными играми и упражнениями со звуками, буквами, словами, которые могут
подготовить ребенка к школе. Наглядно-методический материал, представленный в виде рабочих
тетрадей с игровыми заданиями для ребенка обеспечивает практические действия ребенка по
усвоению программного материала. При этом учитывается положение Л.С. Выготского «о
ведущей роли обучения», которое является движущей слой психического развития. Обучение по
мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности ребенка, поэтому
метод практических заданий является ведущим в данной программе. Такая работа создает
благоприятный эмоциональный фон, при котором эффективнее усваивается учебный материал.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа обучению чтению (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями
основных нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 годы; Конвенция о правах ребёнка; Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от
28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Актуальность Программы определяется нормативно-правовыми документами федерального
уровня:
 Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы (утверждена
постановлением Правительства РФ от 15.04.2014г. № 295) нацелена на развитие и
совершенствование системы творческих состязаний»;
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена постановлением
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) рассматривает создание «социокультурной
практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству».
Актуальность тематики обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является
основополагающим фактором формирования личности ребенка. Анализ реальной ситуации,
сложившейся в настоящее время в системе начального общего образования детей младшего
школьного возраста, показал, что количество детей, испытывающих трудности при овладении
письмом и чтением неуклонно растет. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не
готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического
восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости. Основная причина –
недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что

звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных
представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою
очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое
выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки
для успешного обучения грамоте необходимо формировать уже в дошкольном возрасте.
Поэтому одной из важных задач педагога в развитии речи детей шестого-седьмого года
жизни является воспитание осознанного отношения к языку как особому объекту познания.
Решение данной задачи предполагает подготовку детей к обучению грамоте: освоение детьми
таких явлений языка, как звуковой анализ слова, состав предложения, ударение, характеристика
звука в слове, и обучение детей некоторым умениям письменной речи. Обучение грамоте носит
общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности,
работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что раннее обучение основам
родного языка, когда у ребенка еще сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет
эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется
на обучении ребенка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

1.2 Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа обучение чтению.

1.3 Направленность Программы

Программа по направленности является социально-педагогической, по видам деятельности
– развивающая; по уровню содержания – ознакомительная, по целевой установке –
познавательная, по форме реализации – групповая.

1.4

Цель Программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей,

формирование готовности к усвоению навыков чтения .

1.5 Задачи Программы

 Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового
анализа и синтеза.
 Формировать навык слогового чтения слов, предложений, текстов.
 Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.
 Развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание;
формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
 Развивать графомоторный навык (подготовка руки к письму).

1.6 Место реализации Программы

Программа реализуется на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 276, расположенного по адресу: г. Екатеринбург,улица Ленина,68в.

1.7 Категория обучающихся детей по Программе

Программа предусматривает обучение детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

1.8

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:
 Ребёнок умеет различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук»
«согласный звук», «звонкий» - «глухой», «твёрдый» - «мягкий» согласный.
 Называет количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в слове.
 Способен производить элементарный звуковой анализ и синтез слов.
 Ребенок составляет из букв разрезной азбуки слова и предложения изученного звукослогового состава, написание которых не расходится с произношением.
 Научен слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов,
предложений и простых текстов, умению отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного.
 Печатает слова различного слогового состава.
 Составляет предложения различной конструкции, а также рассказы по сюжетной картине,
по серии картинок, по опорным словам.
 Достаточно хорошо владеет устной речью, используя богатство родного языка для
выражения своих мыслей, чувств и желаний.
 Ребенок способен к волевым усилиям; открыт новому, то есть проявляет стремления к
получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

1.9

Проектирование образовательного процесса

Сроки реализации
Программы
Формы ООД

Программа рассчитана на 1 год обучения

Время проведения ООД
Количество и длительность
ООД

первая/вторая половина дня

Ведущая форма - групповая
Наполняемость групп – не более 8 человек
5-6 лет
2 занятия в неделю
по 25 минут

6-7 лет
2 занятия в неделю
по 30 минут

Реализуемая Программа базируется на следующих принципах:
 Онтогенетический принцип
 Принцип системности
 Принцип деятельностного подхода
 Принцип взаимосвязи речи с другими ВПФ
 Принцип наглядности
 Принцип сознательности
 Принцип доступности (для детей любого уровня готовности к школе)
 Принцип индивидуальности
 Принцип всестороннего развития личности ребенка
Педагог дополнительного образования:
 Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения
 Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности
Для эффективного осуществления и реализации задач Программы педагог использует
технологию игровой деятельности, как наиболее актуальную для детей данной возрастной

категории.
Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения во время ООД вводятся
различные персонажи и побудительные ситуации. Например, маленький пришелец из космоса
Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы русского языка вместе с детьми.
Игровые задания привлекают детей, вызывают у них интерес и активность, помогают преодолеть
различные затруднения, организуют и повышают их самостоятельность. Таким образом,
поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а
результат эффективнее.
В основе обучения грамоте лежат развивающие технологии, которые направлены на
развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных
действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).
Большое внимание в Программе уделено решению творческих задач - самостоятельное
определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но
необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта,
решения задач, содержащие поисковые творческие элементы.
Для
снятия
напряжения
применяются
здоровьесберегающие
технологии
–
физкультминутки, пальчиковая гимнастика.








Методы образовательной деятельности с детьми (словесные, наглядные, практические):
Игры (дидактические, развивающие, словесные)
Рассматривание картин, плакатов
Использование схематических образов – звуков, слогов, слов, предложений
Использование рассказов, стихов, загадок, потешек, считалок
Разгадывание ребусов и кроссвордов
Задания для развития речевой интонационной выразительности
Задания для развития мелкой моторики

Структура организованной образовательной деятельности:

 Ситуация, создающая мотивацию к обучению (организационный этап)
 Расширение представлений по теме ООД (теоретический этап)
 Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)
 Динамическая пауза
 Тренировочные задания (практический этап)
 Рефлексия (итоговый этап)
Примечание. Структура организованной образовательной деятельности может изменяться в
зависимости от материала.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2

Количество часов
Количество занятий
в неделю
Количество часов в
месяц

2
(по 25/30 минут)
3ч20мин / 4ч

Категория воспитанников

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Количество и длительность ООД

Дети старшей/подготовительной группы
ДОУ
Возраст 5- 7 лет
2 раза в неделю
64 часа (сентябрь – май)

3.1.Задачи

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
— уточнение правильного произношения звуков
— развитие артикуляционной моторики;
— различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
— дифференциация звуков
— выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);
— выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о);
— выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и);
— выделение согласного звука из состава слова;
— формирование умения характеризовать звук;
—усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;
— формирование умения подбирать к схеме слово;
— деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль
гласных звуков; составление слоговых схем слов;
— воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;
—формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук
(твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.
— дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости-глухости, по месту
и способу образования;
— анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха,
сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем;
— преобразование слогов и слов;
— формирование умения соотносить слово и схему;
— закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и
формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
— образование существительных множественного числа с окончанием -а, -ы (ведра, сосны);
— образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают);
— образование глаголов с помощью приставок у-, от- (улетел, отбежал);
— образование сложных слов (молоковоз);
— изменение по падежам существительных единственного числа;
— несклоняемые существительные пальто, пианино;
—согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама
пела);
— согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые
ягоды);

— образование притяжательных прилагательных (лисьи уши);
—
согласование числительных с существительными (три тыквы);
— привлечение внимания к многозначности слов (кисть);
— слова-антонимы (день — ночь);
— родственные слова (игра).
— образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в
траве, о цветах);
— образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с
предлогом без (без хобота, без окон);
—
образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал);
— согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье);
— образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного
числа (шаловливые мышата, шаловливых мышат);
— согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева);
— употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть;
— образование относительных прилагательных (вишневый, шерстяной);
— образование притяжательных прилагательных (кошачий хвост, медвежья лапа);
— образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -ок, -ек, ик (грибок, цветочек, кустик);
— образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее);
— формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный);
— образование сложных слов (самовар, коневод);
— образование слов-антонимов (тихий — громкий).
3. Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам,
по картине, по опорным словам, по схеме:
— составление простых распространенных предложений без предлогов;
— выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности;
— составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по;
— составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и;
— составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а;
— объединение нескольких предложений в рассказ;
— усвоение интонации предложения: повествовательной, восклицательной, вопросительной;
— составление простых распространенных предложений без предлога;
— составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под,
из-под, над, между, перед;
— составление рассказа по серии картин и опорным словам;
— развитие интонационной выразительности речи;
— заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.
4.Развитие просодической стороны речи.
5.Обучение грамоте:
— знакомство с буквами;
— звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением
согласных, односложных, двусложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех
слов с использованием разрезной азбуки и печатания
— преобразование слогов;
— формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного
чтения слов;
— составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом, работа

со схемой предложения;
— раздельное написание предлогов;
—ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания
предложения.
— формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать
прочитанное;
— развитие графических навыков;
— ознакомление с правилом письма предложения, с правописанием ши, жи, парных звонких и
глухих согласных в конце слова и безударных гласных.
6.Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания;
формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

3.2. Планируемые результаты обучения:
 Ребёнок умеет различать понятия «звук и буква», «слог-слово-предложение»,
«гласный и согласный звук».
 Ребёнок знает буквы, умеет их печатать.
 Способен производить элементарный звуко- слоговой анализ и синтез слов:
- различает слова, похожие по звучанию.
- различает слова, отличающиеся только одним звуком.
- называет первый и последний звук в слове,
- определяет наличие звука в слове,
- находить слова с определённым звуком
- делит слова на слоги, называет количество слогов в слове,
 Ребёнок умеет читать обратные и прямые слоги,
 Составляет схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с
предлогом.
 Ребёнок умеет различать понятия «звук- слог- слово- предложение», «гласныйсогласный звук», «звонкий» - «глухой», «твёрдый» - «мягкий» согласный.
 Называет количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
слове.
 Способен производить элементарный звуковой анализ и синтез слов, составляет
звуковую схему слова.
 Ребенок составляет из букв разрезной азбуки простые слова и короткие предложения,
написание которых не расходится с произношением.
 Научен слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов,
предложений и простых текстов, умению отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного.
 Печатает слова различного слогового состава.
 Составляет предложения различной конструкции, а также рассказы по сюжетной
картине, по серии картинок, по опорным словам.
 Достаточно хорошо владеет устной речью, используя богатство родного языка для
выражения своих мыслей, чувств и желаний.
 Ребенок способен к волевым усилиям; открыт новому, то есть проявляет стремления
к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

3.3. Перспективное планирование ООД
№

Тема ООД

Содержание

Сентябрь
1

2

3,4

5

Понятие о речи. - Познакомить детей с понятием «речь», функциями речи;
Функции речи. - Учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;
- Развивать способность к самостоятельным выводам; учить
правилам обращения с книгой;
- Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Понятие о
- Составление схемы предложения (без предлога).
предложении.
- Составление простых предложений по картине, по опорным
Понятие о слове. словам, по схеме.
- Повествовательная интонация предложения.
Понятие о звуке
и букве. Звук и
буква У,
понятие о
гласном звуке.
Буквы У, у.

- Выделение начального гласного звука, в слове.
-Выделение
конечного
согласного
в
слове.
- Протяжное и отрывистое произнесение звука у.
- Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и
конца слова в ударной позиции.
- Дательный падеж существительных муж, рода, ед. ч.
Винительный падеж существительных женского рода ед. ч. с
окончанием у.
- Глаголы с приставкой у.
- Восклицательная интонация.
- Предлог У.
- Чтение и письмо букв У, у.
- Составление и чтение схемы предложения с предлогом у.
- Раздельное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица.

Звук и буква А - Произнесение звука А с постепенным усилением и ослаблением
голоса.
- Выделение звука А из ряда гласных, слогов, из состава слова (из
начала, середины, конца слова в ударной позиции).
- Винительный падеж одушевленных существительных мужского
рода единственного числа с окончанием а.
- Множественное число имен существительных с окончанием а.
Глаголы
прошедшего
времени
женского
рода.
- Произнесение звука А с постепенным усилением и ослаблением
голоса.
- Выделение звука А из ряда гласных, слогов, из состава слова (из
начала, середины, конца слова в ударной позиции).
- Винительный падеж одушевленных существительных мужского
рода единственного числа с окончанием а.
- Множественное число имен существительных с окончанием а.
Глаголы прошедшего времени женского рода.

6

7,8

8,9

10,
11

- Чтение и письмо букв А, а.
- Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а.
- Ребус лак. Кроссворд.
- Составление сложных предложений с противительным союзом а.
- Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация.
Звуки а, у. Буквы - Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы.
А, У.
- Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау,
уа
Звук и буква О - Выделение звука о из ряда гласных, слогов, из состава слова в
ударной позиции.
- Анализ звукового ряда типа а о у.
- Интонационное произнесение звука о.
- Несклоняемое существительное пальто.
- Соотнесение слова и схемы.
- Произнесение звука о с изменением высоты голоса.
- Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости.
- Повествовательная и восклицательная интонация при чтении.
- Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных
типа аоу.
- Ребусы сок, стол, огород.
- Чтение и составление схемы предложения с предлогом о.
- Соотнесение слова и схемы.
- Произнесение звука о с изменением высоты голоса.
- Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости.
- Повествовательная и восклицательная интонация при чтении.
- Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных
типа аоу.
- Ребусы сок, стол, огород.
- Чтение и составление схемы предложения с предлогом о.
Звук и буква И - Выделение звука и из состава слова.
- Анализ звукового ряда типа аоуи.
- Родственные слова.
- Притяжательные прилагательные с окончанием и.
- Многозначность слова кисти.
- Произнесение звука не постепенным усилением и ослаблением
голоса.
- Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда
гласных типа ауои.
- Составление предложения с однородными членами с союзом и.
Объединение предложений в рассказ.
- Соотнесение слова и схемы.
- Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости.
- Восклицательная интонация
Звук и буква Э - Выделение звука э из состава слова.
- Соотнесение слова и схемы.
- Образование сложных слов.

12,
13

14

15

Звук и буква Ы

Звуки ы-и.
Буквы ы-и
Гласные звуки и
буквы.
Понятие о слоге.
Деление слов на
слоги.
Слогообразующая роль
гласных звуков.

Понятие об ударении.
Смыслоразличител
ьная роль
ударения.
16, Буква М и её звуки.
17 Понятие согласный
звук,
звонкий, мягкий,
твердый.

- Произнесение звука э с постепенным усилением и ослаблением
силы голоса.
- Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа
а э у о.
- Ребус эхо. Кроссворд.
- Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением
высоты голоса.
- Выделение звука ы из состава слова.
- Анализ звукового ряда типа о ы уа.
- Произнесение звука ы с постепенным усилением и ослаблением
силы голоса.
- Множественное число существительных с окончанием ы.
- Согласование прилагательных с существительными.
- Согласование числительных и существительных.
- Обозначение буквой звука ы в схеме слова.
- Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда
гласных типа аоуы.
- Ребус дым. Чтение.
- Произнесение звука ы с изменением высоты голоса.
- Произнесение ряда гласных на одном выдохе.
- Дифференциация звуков ы-и.
- Подбор слов к схеме.
- Беззвучное артикулирование гласных звуков.
- Выделение гласных звуков из состава слова.
- Соотнесение слова и схемы слова.
- Чтение и письмо ряда гласных букв.
- Слоговый анализ двух- и трехсложных слов.
- Соотнесение слова и слоговой схемы слова.
- Выделение гласных звуков в слове.
-Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.
- Составление и чтение слоговых схем.
- Ритмический рисунок слов (определение ритмического
рисунка слова и подбор слов к нему)
- Выделение ударного гласного звука в слове.
- Соотнесение слова и слоговой схемы.
- Произнесение слов с ударением.
- Произнесение ряда слогов с переносом ударения.
- Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения.
- Выделение звуков м, мь из состава слова.
- Дифференциация звуков м-мь.
- Подбор слов к схеме.
- Звуковой анализ слогов типа ом, ма.
- Преобразование слогов.
- Составление предложения по заданной схеме.
- Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха.
- Большая буква в начале предложения. Чтение.
- Интонация повествовательная, восклицательная, растерянности

при произнесении слова мама с использованием мимики и жестов.

18,
19

20,
21

Буква В и её
звуки

- Выделение звуков в, вь из состава слова.
- Анализ слогов типа ва.
- Образование сложных слов. Образование глаголов с приставками
в-вы-.
- Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви.
- Предлог В
- Составление предложения по схеме. Объединение предложений в
рассказ.
- Слоги типа ва.
- Ребусы ворота, вышка. Кроссворд.
- Большая буква в именах людей.
- Чтение и составление схемы предложения с предлогом а. Чтение.

Буква Н и её
звуки

- Выделение звуков н, нь из состава слова.
- Звуковой анализ слогов типа он, на.
- Постепенное повышение и понижение высоты голоса при
произношении слогов.
- Слова-антонимы.
- Слоги типа ан, на. Ребус ниточка.
- Чтение и составление предложений с предлогом на.
- Выделение звуков п, пь из состава слова.
- Звуковой анализ слогов типа ап, па.
- Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы.
- Произнесение слогов с изменением высоты голоса.
- Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы
голоса пах-пух-пых.
- Несклоняемое существительное пианино.
- Слоги типа ап, па. Слово папа. Ребус пони.
- Чтение и составление схем предложения с предлогом по.
- Родственные слова к слову путь.

22,
23

Буква П и её
звуки

24,
25

Буква Т и её
звуки

- Выделение звуков т, ть из состава слова.
- Дифференциация звуков т-ть.
- Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим.
- Соотнесение слова и схемы.
- Согласование числительных и существительных.
- Глаголы настоящего времени единственного и множественного
числа.
- Образование глаголов с приставкой от-.
- Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа та,
слов типа Том.
- «Превращение» слов: Том — Тим — там, тут — тот — вот.
- Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки. Чтение.

26, Буква К и её звуки - Выделение звуков к,кь из состава слова.
27
- Дифференциация звуков к-кь.
- Звуко-слоговой анализ слова кап.
- Звуковой анализ слов типа мак.
- Восклицательная интонация в стихотворении.
- Предлог к.
- Схема предложения с предлогом к.
- Образование существительных с суффиксами -ок-, -ек-, -ик-.
- Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ка и
дополнение их до целого слова.
- Ребусы кони, окно. Чтение.
- Письмо слогов типа ак, ка; слов типа кит.
28, Буква С и её звуки - Выделение звуков с, сь из состава слова.
29
- Дифференциация звуков с-сь
- Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи.
- Согласование прилагательных и существительных в роде
и числе.
- Родственные слова (снег).
- Деформированные предложения.
- Образование сложных слов.
- Работа над дикцией: Словно в сказке, как во сне, падает на землю
снег.
- Составление из букв разрезной азбуки слогов типа са,
слов типа сук.
- Преобразование слов сук — сок — сом.
- Ребусы носок, аист.
- Чтение. Кроссворд.
- Письмо слогов типа са.
- Предлоги с, со.
30 Буква Х и её звуки - Выделение звуков х, хь из состава слова.
- Дифференциация звуков х-хь.
- Анализ слогов ха, хи.
- Звуко-слоговой анализ слов типа мох, уха.
- Предложный падеж имен существительных в форме
множественного числа.
- Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ох, ха и
дополнение их до целого слова.
- Письмо слогов типа ха, слов типа ухо, муха.
- Ребусы уха, духи. Чтение.
- Родственные слова к слову хвастун.
- Восклицательная и повествовательная интонация при чтении текста.
31
Звуки
- Дифференциация звуков к, кь — х, хь.
К, Кь — Х, Хь - Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа мак, мухи.
Буквы к-х.
- Составление предложения по схеме.
- Родительный падеж существительных единственного числа
с предлогом без.

32,
33

34

- Притяжательные прилагательные.
- Согласование прилагательных и существительных.
Буква З и её - Выделение звуков з, зь из состава слова.
звуки
- Дифференциация звуков з, зь
- Соотнесение слова и схемы.
- Звуко-слоговой анализ слова коза.
- Родственные слова (коза).
- Работа над дикцией: Зоиного зайку зовут Зазнайка.
- Составление из букв разрезной азбуки слогов типа за, зво
и дополнение их до целого слова.
- Письмо слов типа коза, звон.
- Правописание безударных гласных (коза).
- Ребусы ваза, зима. Чтение.
- Предлоги за, из-за.
Звуки С, Сь — З, - Дифференциация звуков с, сь — з, зь.
Зь.
- Заучивание стихотворения И. Кузьмина.
Буквы с-з.
Буква Б и её - Выделение звуков б, бь из состава слова.
звуки
- Дифференциация звуков б-бь.
- Звуко-слоговой анализ слов- бусы, бант.
- Образование относительных прилагательных.
- Предлог без.
- Согласование прилагательного белый с существительными.
- Глагол бежать с разными приставками.
- Работа над дикцией: Белые бараны били в барабаны.
- Повествовательная, восклицательная интонация при чтении
текста.
- Составление из букв разрезной азбуки слов - бусы, бант,
кабина.
- Письмо слов типа - Бобик, кубики, изба.
- Ребус- кабан. Чтение.
- Повествовательная, восклицательная интонация при чтении
текста.

Звуки П, Пь – Б, - Дифференциация звуков п, пь — б, бь.
Бь.
- Слова с пропущенной буквой.
Буквы п-б.
- Правописание, парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
- Чтение.
- Работа над деформированными предложениями.
36 Буква Д и её звуки - Выделение звуков д, дь из состава слова.
- Дифференциация звуков д-дь.
- Звуко- слоговой анализ слов дубок, диван.
- Работа над дикцией: Дед Данила делил дыню дольки — Диме,
дольку — Дине.
- Образование сложных слов
- Составление из букв разрезной азбуки слов- дом, дубок, посуда.
35

37

38

39

40,
41

42

- Письмо слогов типа да, слов дом, дымок.
- Правописание безударных гласных (дома́).
- Ребусы дом, дочка. Чтение.
- Образование относительных прилагательных.
- Родственные слова (дым).
- Предлоги под, из-под, над.
Звуки Т, Ть - Д, - Дифференциация звуков т, ть - д, дь.
Дь.
- Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов.
Буквы т - д
- Чтение.
Буква Г и её - Выделение звуков г, гь из состава слова.
звуки
- Дифференциация звуков г, гь.
- Звуко-слоговой анализ слов гуси, Ганс.
- Слова-антонимы.
- Спряжение глагола мочь.
- Составление из букв разрезной азбуки слов- книга, бумам,
магазин.
- Письмо слогов типа га; слов гном, гамак, нога, бумага.
- Ребусы гвоздика, газон, гуси, гамак. Чтение.
- Родственные слова (гусь).
- Интонация перечисления при чтении текста.
Звуки, К, Кь -Г, Гь - Дифференциация звуков к, кь - г, гь
Буквы к - г
- Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
- Чтение.
Звук и буква Ш - Выделение звука ш из состава слова.
- Звук ш — твердый.
- Звуко-слоговой анализ слов шуба, мышка, камыш.
- Работа над дикцией: Даша под душем моет шею и уши.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование падежных форм существительных и
прилагательных множественного числа (шаловливые мышата).
- Родственные слова (мышь).
- Вопросительная, повествовательная и восклицательная
интонация.
- Составление из букв разрезной азбуки слова шуба.
- Преобразование слов: кошка - мошка - мушка— пушка — пышка
— мышка.
- Ребусы Наташа, Маша.
- Чтение. Кроссворд.
- Правила письма предложения: Это наша Машка.
- Интонация перечисления при чтении текста.
Звуки С-Ш. - Дифференциация звуков с-ш.
Буквы с-ш.
- Чтение. Ребусы - сушка, суша.
- Согласование числительных и существительных.
- Работа над дикцией: Саша шапкой шишку сшиб.
Звук и буква Ж - Выделение звука Ж из состава слова.
- Звук ж – всегда твердый.

43

Звуки Ш- Ж.
Буквы ш-ж.

Звуки Ж- З.
Буквы ж-з.

- Звуко-слоговой анализ слова - пижама.
- Существительные уменьшительно-ласкательного значения
с суффиксом -ок-.
- Работа над дикцией и интонацией: Жутко жуку жить на суку.
- Составление из букв разрезной азбуки слов- жук, сижу, вижу;
предложения: Жук видит жабу.
- Ребус- лужа.
- Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
- Письмо: кроссворд, предложение - Вот жук, жаба и уж.
- Чтение.
- Дифференциация звуков ш-ж.
- Слова с пропущенными буквами.
- Ребусы- ужин, машина.
- Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
- Правописание слогов ши-жи. Письмо слогов ши-жи. Чтение.

- Дифференциация звуков з - ж.
- Слова с пропущенными буквами. Чтение.
- Предложный падеж имен существительных единственного числа.
- Работа над дикцией: Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
44, Буква Л и её звуки - Выделение звука л из состава слова.
45
- Звуко-слоговой анализ слов лампа, клумба, лиса, пальма.
- Согласование числительных и существительных.
- Образование глаголов с разными приставками.
- Работа над дикцией: Клава лук клала на полку. Позвала к себе
Николку. Коля колья колет. Поля поле полет.
- Дифференциация согласных по твердости-мягкости.
- Дифференциация звуков л-ль.
- «Превращение» слов (замена звука л на ль).
- Звуковой анализ слова липа, волна.
- Образование падежных форм существительных и
прилагательных в форме множественного числа (зеленые луга).
- Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки;
предложений Лодки плывут. Волны шумят.
- Ребусы липа, сила. «Что в калаче?»
- Письмо слогов типа- ал, ла; слов- зал, ходули, клоун;
предложения- Клоун много шутил.
-Чтение.
46 Буква Р и её звуки. - Выделение звуков р, рь из состава слова.
- Дифференциация звуков р-рь.
- Звуковой анализ слов: Марс, Уран.
- Звуко-слоговой анализ слова Сатурн.
- Образование падежных форм прилагательных и
существительных множественного числа (красивые метеориты).
- Работа над дикцией и интонаций при произнесении

47

48

49

50

51

чистоговорок. - Составление из букв разрезной азбуки предложения: Ракета на старте.
- Ребусы- народ, ворота, пирог.
- Письмо слогов типа- ра; слов- Рекс, Шарик. Предложения:
Мухтар берёт след. Чтение.
- Предлог перед.
- Согласование числительных и существительных.
- Родственные слова (друг).
Звуки Р, Рь - Л, Ль. - Дифференциация звуков р, рь -л, ль.
Буквы Р-Л.
- Ребус - браво.
- Письмо предложений: Река текла. Рябина росла. Чтение.
- Работа над дикцией и интонацией: У реки росла рябина, а река
текла, рябила.
Буква Ф и её - Выделение звуков Ф, Фь из состава слова.
звуки
- Дифференциация звуков ф-фь.
- Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин.
- Образование сложных слов.
- Интонационная выразительность речи (стихотворение
В.Берестова).
- Составление из букв разрезной азбуки слов: фея, фиалка,
фазаны, филин, фрукты.
- Ребусы - жираф, филин. Кроссворд.
- Письмо предложения: Федя идет на футбол. Чтение.
- Деформированные предложения.
- Согласование прилагательных с существительными
Звуки В, Вь - Ф, - Дифференциация звуков в, вь - ф, фь.
Фь.
- «Превращения» слов.
Буквы В-Ф
- Слова с пропущенной буквой.
- Проверка написания парных звонких и глухих согласных
на конце слова. Чтение.
Звук и буква Ц - Выделение звука ц из состава слова. Звук ц — всегда твердый.
- Звуко-слоговой анализ слов овца, курица.
- Родительный падеж имен существительных в форме
множественного числа. Образование существительных с
помощью суффикса -иц-.
- Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу.
- Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица
и предложения с этими словами.
- «Рассыпанные» слова.
- Чтение.
- Письмо предложения Цапля- умная птица. Кроссворд.
- Образование существительных с помощью суффикса -иц-.
Звуки С-Ц
- Дифференциация звуков с-ц.
Буквы С-Ц
- Слова с пропущенными буквами.
- Ребусы- месяц, спица. Чтение.
- Работа над голосом: Лети, лети, лепесток, через запад на
восток... Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели.

52

Звук и буква Й

53

Звуки Ль- Й

54

Звук и буква Ч - Выделение звука ч из состава слова.
- Звук ч — всегда мягкий.
- Звуко-слоговой анализ слов- чай, очки, чашка, чайник.
- Дифференциация звуков ч-ть.
- Составление из букв разрезной азбуки слов- вечер, чистый,
кричит и предложения- Черти в печи пекли калачи.
- Правописание ча, чу.
- Письмо ряда слогов, слов: харчо, чебуреки, чай;
предложения -Мы пили горя чий чай.
- Кроссворд. Чтение.
- Работа над дикцией: Печка печет, Речка течет.
Звуки Ч- Ть
- Дифференциация звуков ч-сь.
Буквы Ч-Т
- Разноспрягаемый глагол хотеть.
- «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение.
- Составление предложения по опорным словам.
- Работа над дикцией: Синичка, синичка — Воробью сестричка.
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я на волю хочу.
Звук и буква Щ - Звук щ — мягкий.
- Выделение звука щ из состава слова.
- Звуко-слоговой анализ слов пильщик, сварщик.
- Образование существительных с помощью суффиксов
-щик-, -ищ-.
- Работа над дикцией: Два щенка щека к щеке, щиплют щетку
в уголке.
- Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита,
ищу, пища.
- Правописание щу, ща.
- «Рассыпанные» слова.
- Ребусы. Чтение.
- Письмо слогов ща, щу; слов: щука, угощу и предложения:
Лещи у щуки ели щи.
Звуки Щ - Ч - Дифференциация звуков и букв щ-ч.
Буквы Щ –Ч - Работа над дикцией: Лечу, скачу, ищу, верчу.
Щелк, щелк — Разобью мышиный полк.

55

56

57

- Звук й — мягкий.
- Выделение звука й из состава слова.
- Звуко-слоговой анализ слова – зайка.
- Родительный падеж имен существительных в форме
множественного числа.
- Работа над дикцией: Март с водой, апрель с травой, май с
грозой.
- Вопросительная интонация при чтении загадки.
- Составление из букв разрезной азбуки слов мойся, муравей,
лишний, Незнайка.
- Кроссворд. Чтение.
- Дифференциация звуков ль-й

Звуки Щ - Сь
Буквы Щ-С

58

Буква Я
в начале слога

59

Буква Я
после согласных.
Буквы А-Я

60,
61

Буквы Е, е
в начале слога,
после согласных.

62,
63

Буквы Ё, ё
в начале слога,
после согласных.
Буквы О-Ё

64,
65

Буквы Ю, ю
в начале слога,
после согласных

- Слоги «потерялись». Чтение.
- Дифференциация звуков и букв щ-сь.
- Математическая грамота. Чтение.
- Работа над дикцией: Щуриться от сильного освещения.
- Буква я- гласная буква.
- Слог я, слово Я. Соотнесение слов и слоговых схем.
- Составление из букв разрезной азбуки слов- Яша, Яна.
- Письмо слов - Яша, Яна.
- «Рассыпанное» предложение: Яна видит Яшу.
- Ребусы - пояс, яки, язык.
- Кроссворд. Чтение.
- Родственные слова (яблоко).
- Притяжательные прилагательные.
- Многозначность слова язык.
- Обозначение мягкости согласных буквой я.
- Дифференциация букв а-я.
- Составление из букв разрезной азбуки слов- Катя, Вася и
предложения: У кошки котята.
- Чтение.
- Притяжательные прилагательные.
- Буква е — гласная.
- Обозначение мягкости согласных буквой е.
- Письмо слов - лес, небо, снег; предложение: Дети идут в лес.
- Кроссворд. Чтение.
- Согласование прилагательных с существительными.
- Сравнительная степень прилагательных.
- Составление предложения по опорным словам.
- Употребление глаголов надел, одел.
- Буква ё — гласная.
- Составление из букв разрезной азбуки слов- ёжик, даёт;
предложения: Ёжик даёт нам яблоко.
- Чтение. Ребусы ёжик, ёлка.
- Письмо предложения: Ёжик бежит под ёлку. Тема везёт Тому.
- Дифференциация согласных по твердости-мягкости,
обозначение мягкости согласных буквой ё.
- Буква Ю — гласная.
- Составление из букв разрезной азбуки слов- юла, Юля, Юра,
Юпик и предложения: Мы — юные таланты.
- Ребус- юмор, люк, верблюд.
- Обозначение мягкости согласных буквой Ю.
- Дифференциация букв у-ю.
- Дифференциация согласных по твердости-мягкости.
- Составление из букв разрезной азбуки предложения:
Это мой любимый Юпик.
- Деформированные предложения.

- Кроссворд. Чтение.
66 Разделительный Ь.
Буква Ь на конце
слова,
в середине слова

- Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце
слова, в середине слова.
- Произнесение слоговых пар типа тя-тья.
- Преобразование слов типа пень — пеньки.
- Составление из букв разрезной азбуки слов пеньки, деньки,
огоньки. - Слова с пропущенными буквами. Чтение.
67 Разделительный Ъ - Произнесение слоговых пар типа се-съе.
- Кроссворд. Математическая грамота. Чтение.
- Притяжательные прилагательные.
- Приставочные глаголы.
- Составление предложений по опорным словам и объединение их
в рассказ.
68
Итоговое
Заключительное занятие «Прощай, альбом «Я учусь говорить и
читать»

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1

Учебно-методическое обеспечение Программы

 Методические пособия:
o Пособие «Учим ребёнка говорить и читать». Конспекты занятий по развитию
фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
I период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
o Пособие «Учим ребёнка говорить и читать». Конспекты занятий по развитию
фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
II период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
o Пособие «Учим ребёнка говорить и читать». Конспекты занятий по развит ию
фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
III период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
 Рабочие тетради:
o «Я учусь говорить и читать». Альбомы 1 для индивидуальной работы / СП. Цуканова, Л.Л.
Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
o «Я учусь говорить и читать». Альбомы 2 для индивидуальной работы / СП. Цуканова, Л.Л.
Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
o «Я учусь говорить и читать». Альбомы 3 для индивидуальной работы / СП. Цуканова, Л.Л.
Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
 Наглядно-дидактические пособия:
o Магнитная азбука (демонстрационная)
o Серия «Рассказы по картинкам»
o Плакаты «Алфавит».
o Кубики «Мои первые буквы», «Веселый алфавит».
o Раздаточный материал:
*азбука (наборное полотно с буквами),
*касса букв и слогов,
*наборы для звуко-буквенного анализа,
*таблицы со слогами и словами.

.4.2
Материально-техническое обеспечение
Для реализации Программы в ДОУ выделен закабинет с соответствующей учебноматериальной базой, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, с хорошим
освещением, вентиляцией, с естественным доступом воздуха.
Перечень основного оборудования, необходимого для реализации Программы:
 Столы детские, стулья
 Доска для рисования магнитная
 Шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов
 Канцелярские принадлежности.

4.3 Кадровое обеспечение
Требования к кадровым условиям реализации Программы

Дополнительные образовательные услуги по обучению грамоте дошкольников
осуществляет педагог, имеющий высшее специальное образование.
Должностные обязанности:
• Педагог осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии с
Программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
• Комплектует состав обучающихся и принимает меры по сохранению контингента
воспитанников в течение срока обучения.
• Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы исходя
из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные
ресурсы.
• Проводит организованную образовательную деятельность, опираясь на достижения в
области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а
также современных информационных технологий.
• Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников. Участвует в разработке и
реализации образовательных программ.
• Составляет планы и программы организованной образовательной деятельности,
обеспечивает их выполнение.
• Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
• Организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
• Организует самостоятельную деятельность детей.
• Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в
т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
• Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также
имеющим отклонения в развитии.
• Участвует в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных Программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям),
а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
• Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

• Обеспечивает при проведении ООД соблюдение правил охраны труда и пожарной
безопасности.
Педагог, реализующий Программу знает:
• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
• законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;
• Конвенцию о правах ребенка;
• возрастную педагогику и психологию, физиологию, гигиену;
• содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования
детей;
• методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками
разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики;
• основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
• правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
• правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель мониторинга - определить степень (динамику) готовности детей к успешному
усвоению чтения и письма в школе.
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания
диагностических ситуаций и проводится в начале и в конце учебного года. Промежуточная
диагностика охватывает только тех воспитанников группы, которые при первичной диагностике
показали отставание от возрастной нормы (низкий уровень речевого развития) и включает только
два основных диагностических метода (наблюдение и диагностическое задание), но при этом
позволяет реализовать несколько целей.
Для оценки готовности ребенка к освоению грамоты в школе используется диагностика Л.Е.
Смирновой, разработанная на основе параметров, определяемых целями и задачами, реализуемой
Программы. Критерии оценки указываются в виде баллов и связан с уровнем готовности каждым
ребёнком к обучению грамоте в школе. Данные заносятся в сводную таблицу.
Методы отслеживания: наблюдение и диагностические задания.
Фиксация образовательных результатов: сводная таблица.
Формы предъявления и фиксации ожидаемых результатов: открытый показ ООД для родителей,
отзывы родителей.
Показатели ожидаемых результатов (динамики развития ребенка):
5 баллов – ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (высокий уровень) стабильная положительная динамика;
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры
оценки (уровень выше среднего) – положительная динамика;
3 балла – ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (средний
уровень) - относительно – положительная динамика (избирательная, волнообразная динамика);

2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки (ниже среднего
уровень) - незначительная динамика;
1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает
(низкий) - отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного
раздела Программы).

№
п/
п

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Уровень готовности к обучению грамоте в школе
по программе дополнительного образования «Грамотейка»
Дата
20____г.

Фамилия,
имя
ребёнка

Фонематический
слух

Звуко- словоговой анализ

Составь
схему
предлож
Придума Отбери Определи Количеств Звуковая Слогов
ения
й слово картинки место
о,
схема
ая
на
с задан. звука в последоват слова схема
заданны звуком
слове
ельность
й звук
звуков в
слове

Знание
Чтение
букв
побукве послого слитное
алфави нное
вое
та

И
Т
О
Г
О

1
2
3
4
5
6
7
8

В заключении указывается уровень усвоения материала (высокий, выше среднего, средний, ниже
среднего, низкий), индивидуальные рекомендации педагога родителям.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цуканова, Л.Л. Бетц. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию
фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I
период обучения / С.П.— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
2. Цуканова, Л.Л. Бетц. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию
фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
II период обучения / С.П.— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
3. Цуканова, Л.Л. Бетц. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развит ию
фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
III период обучения / С.П. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
4. Цуканова, Л.Л. Бетц. Я учусь говорить и читать. Альбомы 1 для индивидуальной работы /
СП. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
5. Цуканова, Л.Л. Бетц. Я учусь говорить и читать. Альбомы 2 для индивидуальной работы /
СП. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

6. Цуканова, Л.Л. Бетц. Я учусь говорить и читать. Альбомы 3 для индивидуальной работы /
СП. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
7. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. С.-П. «Детство-пресс».
8. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. — М.: Знание, 1987.
9. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. —М.: Учебная литература, 1997.
10. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я.— М.: АСТПресс, 1996.
11. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение, 1991.
12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985.
13. Климанова Л.Ф., С.Г. Макеева АБВГДейка. — М.: Просвещение, 1995.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
15. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. — М.: Педагогика, 1983.
16. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение. — СПб.: Кристалл, 1997,
17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Родничок, 1999.
18. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.
19. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.
20. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.:
Гном-Пресс, 1999.
21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.
22. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Лань, 1996.
Эльконин

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Краткосрочный проект в средней группе «Осень золотая дары нам принесла».

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Краткосрочный проект осень.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».